Автор:

Простые граждане не смогут проверить честность тарифов – аналитик ЖКХ Иванова

В Томской области директор «Томская территориальная сетевая компания» завысил тариф на электроэнергию. В результате ему удалось незаконно получить с пользователей 16,6 миллиона рублей. Правда из этой суммы сам мошенник сумел получить доступ лишь к 5,4 миллионам рублей.

На данный момент махинация вскрыта, а дело направлено в Томский областной суд. Виновный предстанет перед обвинением по статье 159 УК РФ «Мошенничество». Так как ущерб оценивается, как особо крупный, то подсудимому грозит наказание вплоть до лишения свободы на срок до 10 лет.

Чтобы разобраться в ситуации СибМедиа обратилась за помощью к директору Ассоциации организаций содействия развитию просвещения в сфере жилищно-коммунального хозяйства «Школа грамотного потребителя» Роману Иванову.

— Роман Валерьевич, расскажите, как так получилось, что тариф был настолько «фальшивым»?

— Тарифы на любые виды коммунальных услуг (в том числе, и на электрическую энергию), как правило, утверждаются субъектами. Поэтому вызывает некоторое удивление: как данный директор сумел провернуть свою аферу.

– По данным следствия, директор-мошенник что-то «химичил» в информации о расходах на капитальный ремонт.

— Видимо, при защите тарифа, он подавал заведомо ложные данные. А орган, устанавливающий тарифы, всё это принимал на веру, без какой-либо объективной оценки: цифры посмотрели, вроде бы, нормально, «бьются» с остальными. И не вникая в хозяйство этого директора.

Он, в свою очередь, например, не проводил работы капитального характера, «сэкономленные» таким образом средства присваивал. Так что тут, очень похоже, недогляд органов, которые утверждают тарифы.

— А простые граждане как-то могут заметить такое мошенничество?

— Обычные граждане тут отследить мошенничество никак не могут. Потому что самим тарифом занимаются органы власти, и это процесс не публичный, никаких обсуждений по этому поводу не проводится. Общение идёт между хозяйствующим субъектом и властью.

— Какие есть варианты провернуть подобную схему?

— Не очень понятно, как контролирующие органы «проморгали» этот тариф. Мы можем предположить, что был какой-то сговор, потому что, теоретически, эти органы должны проверять поданные документы, а не просто выносить вердикт «Согласны». Но нельзя исключать и простой халатности: ответственный чиновник просто недоглядел. Например, работая в режиме нехватки времени просто всё подписали.

– Как действовать простым гражданам? Может быть необходимо бдительно следить за тарифами?

— Тариф не может повышаться каждый месяц. Это происходит максимум один раз в год: с 1 июля мы можем увидеть, что тарифы подросли. У простых граждан на размер тарифа никакого влияния нет, этим занимаются целые департаменты тарифного регулирования.

Более того, простому человеку очень сложно разобраться в том, как формируется тариф, там масса разных аспектов, в которые входят и ремонт, и оплата труда, и налоги, и много чего ещё – всё закладывается, получается цифра. Которая делится (на потребление – прим. ред.) по сложной формуле и получается стоимость киловатт-часа.

– Имеет ли смысл гражданам жаловаться, если у них возникнут подозрения, что и у них происходит подобное мошенничество?

—Представьте, во что это превратиться? У нас каждый год повышаются тарифы. Значит ежегодно люди в каждом муниципальном образовании будут подавать заявления в ФАС, прокуратуру либо другие контролирующие органы. Представьте, какой начнётся бардак.

Система, на самом деле, рабочая. А случай, который произошёл в Томске – это, скорее, исключение из правил, сбой. Я не могу точно сказать, где именно он произошёл: халатность чиновника, сговор или откровенное воровство со стороны исполнителя.

В теории, у граждан не должно быть недоверия к тарифу, потому что есть специальные органы, которые проверяют его обоснованность.