Общество

Причины провала мусорной реформы в Томской области. Часть 4

Автор: Иван Чечушкин

19 августа 2022, 14:22
Фото из открытого источника
19 августа 2022, 14:22 — Сибмедиа

Как мы писали ранее, на сегодняшний день на территории пяти муниципальных районов и г. Кедрового отсутствуют региональные операторы. То есть никто официально не может возить мусор. Фактически услуга по сбору и транспортированию отходов предоставляется лишь частично и только в районных центрах. Правда, с нарушением установленного законодательством порядка. Потому как финансируется не путем оплаты коммунальной услуги потребителями, а – из местных бюджетов.
Получается, бюджеты муниципальных образований платят за неисполнение полномочий субъекта Федерации Администрацией Томскую область. Многочисленные предложения стать региональным оператором на данных территориях не находят отклика у бизнеса. Это говорит о том, что инвестировать в данную сферу и заниматься предпринимательством в ней не получится. Но еще до начала реформы бизнес был готов вкладывать серьезные средства в инфраструктуру. Так в январе 2017 года в г. Северске был открыт первый и до сегодняшнего дня единственный мусоросортировочный комплекс мощностью 30 тыс тонн в год. В период с 2016 по 2020 год ООО «Сибирский полигон» был построен современный полигон для размещения отходов. В дальнейшим при нем планировалось строительство мусоросортировочного комплекса. Были получены все разрешительные документы. Но чиновники Администрации Томской области не выдают тариф для начала его официальной эксплуатации. Позиция Департамента природных ресурсов области – регион не нуждается в дополнительных мощностях по размещению отходов. Есть официальный ответ за подписью М.А. Кривова (скан Департамента № 1001 от 18.02.21г).
А что сейчас? Отходы г. Томска и Томского района размещаются не на полигоне, а на земельном участке, предназначенном для его строительства. Мусор хаотично располагается прямо на земле, без соблюдения технологии захоронения. Об этом свидетельствует письмо прокуратуры (СКАН прокуратуры 350Ж). В 2020-2021 г.г. это привело к многомесячному горению «полигона». И на тушение пожара власти выделили бюджетные средства.

Как власть теряла доверие бизнеса

В 2019 году чиновники Администрации Томской области заключили Соглашения с региональными операторами во всех восьми зонах деятельности. Срок действия данных соглашений – 10 лет. Но уже в 2020 году чиновники решили переделать территориальную схему под двух региональных операторов.

В первой зоне – г. Стрежевой и Александровский район области, практически отрезанный автомобильной доступностью. Там, по соглашению как и прежде, работает ООО «Транссиб» до 2018 года. А вот для всех остальных зон операторов, объедененных в одну, естественно предполагался один, новый оператор. И по всей видимости такой оператор был найден в лице упомянутого нами ранее господина Шевченко. Ведь по словам курирующего реформу зам. Губернатора А. Ф. Кнорра он нашел такого инвестора, что теперь Томской области завидуют другие регионы.

Сам Шевченко публично обещал инвестировать в инфраструктуру по отходам миллиарды рублей. Но в мае 2021 года Шевченко был задержан за мошенничество в 8,5 млн рублей. Чиновники Администрации Томской области в 2020 году уже успели провести основательную работу по созданию новой территориальной схемы.

Она, по оценкам местных экспертов, позволяет забрать бизнес действующих региональных операторов и передать его одному заинтересанту. Возмжно поэтому было придумано обоснование убыточности действующей территориальной схемы. Дело в том, что в каждой из семи зон свои экономические показатели (количество обслуживаемых населенных пунктов и населения в них, их удаленность, транспортная доступность, стоимость ГСМ и пр, а так же необходимая валовая выручка для финансового обеспечения деятельности). А чиновники привели общие экономические показатели для всех семи зон. По планам Департамента природных ресурсов схема с двумя зонами деятельности должна была быть передана новому региональному оператору через формальную процедуру торгов к январю 2022 года. А для увеличения коммерческой выгоды нового регионального обыло принято решение-значительно повысить тарифы для всех потребителей. Например для г. Томска и Томского района почти в три раза. Однако, в мае 2021 года «потенциальный инвестор» был задержан и в последствии осужден. После этого в территориальную схему были внесены изменения, и действовать она должна начать с января 2024 года. Компенсировать упущенную выгоду, в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, действующему бизнесу чиновники Администрации Томской области не собирались. Это публично заявляли и заместитель губернатора Кнорром А. Ф, и и.о. начальника Департамента природных ресурсов Кривов М. А. Предлагается расторжение соглашений с действующими региональными операторами на добровольной основе. В действующие Соглашения изначально был заложен потенциально коррупционный механизм. Он позволяет чуть ли не шантажировать региональных операторов добровольно расторгать любое Соглашение. Так, в Соглашениях перечислены все пункты в зоне деятельности каждого регионального оператора. Но в силу объективных причин есть труднодоступные, малочисленные, вообще сезонно не доступные населенные пункты. В них невозможно организовать ежедневный вывоз отходов. Если до сегодняшнего дня чиновники не обращают на это нарушение внимания, то завтра они могут инициировать расторжение соглашений как с недобросовестными поставщиками услуг. При таком сценарии действующий бизнес будет вынужден согласиться на «добровольное» расторжение. И теперь становится понятным, почему многократные предложения со стороны власти стать региональными операторами в 2 и 4 зонах не находят отклика у бизнеса.

P: S: в следующем материале будет рассказано о том, как законы РФ по-разному действуют на территории Томской области в зависимости от их понимания прокурорами муниципальных районов.

Приложения к материалу:

SKAN-1.pdf

SKAN-1.pdf